Процедура оформления и выдачи банковской гарантии.

Самым удобным и выгодным способом обеспечения государственного контракта, несомненно, является банковская гарантия. Начинать работу по её оформлению стоит не после опубликования протокола подведения итогов торгов, а ещё до подачи заявки на участие в тендере. Ведь если в процессе оформления возникнут какие-либо трудности, и ко дню подписания госконтракта гарантия оформлена не будет, то исполнителю придётся перечислять собственные денежные средства либо отказываться от подписания контракта, что повлечёт за собой внесение компании в РНП.

Предварительно компания может самостоятельно оценить свои возможности для получения гарантии от банка:

- срок функционирования организации – с даты регистрации должно пройти более трёх месяцев;

- годовой оборот компании – он должен покрывать запрашиваемую сумму БГ;

- наличие убытков – их быть не должно ни в годовом отчёте, ни поквартально (бывают редкие случаи, когда банк запрашивает письмо-обоснование убытка, и, если сочтёт причину его наличия веской, может всё-таки согласовать выдачу гарантии);

- опыт исполнения аналогичных контрактов – наличие уже исполненных государственных заказов на аналогичные суммы и виды работ будет большим преимуществом при рассмотрении заявки клиента.

После самостоятельного анализа показателей своей компании, следует определиться, в какую конкретно кредитную организацию будут отправлены документы и заявка на оформление банковской гарантии. 44-ФЗ, как известно, ограничивает список банков, имеющих право выдавать гарантии, с ним можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. На данный момент в этом списке 307 позиций, поэтому удобней будет совершить одно из действий:

- обратиться в банк, в котором обслуживается ваша организация (при условии, что он входит в список Минфина);

- ознакомиться на официальном сайте госзакупок реестр выданных гарантий на предмет определения самых популярных банков;

- обратиться к брокеру - пожалуй, самый удобный для компании вариант (с плюсами оформления БГ через брокерскую компанию «РосТендер» Вы можете ознакомиться в другой нашей статье).

После выбора варианта работы и получения банком необходимых документов от организации, начинается процесс согласования заявки на выдачу гарантии. Здесь возможны два варианта:

  1. Классический вариант. Его применяют в случае, если требуется определить годовой лимит выдачи для клиента, или же если запрашивается крупная сумма БГ (обычно от 20 млн. руб. и выше). При этом варианте пакет необходимых документов достаточно большой, а время рассмотрения дольше, чем в ускоренном.
  2. Ускоренный вариант. Данный вариант применяют для клиентов, которые обратились уже после того, как одержали победу в тендере, или же которые имеют ограничения по времени оформления ввиду каких-либо других причин. В данном случае пакет документов и время рассмотрения меньше, чем в первом варианте. Но рассматривается только конкретная заявка о выдаче гарантии под определённый контракт. Возможные суммы обеспечения так же меньше (обычно до 10-15 млн. руб.), чем при классическом рассмотрении.

В зависимости от результатов проведённого банком анализа, а так же величины запрашиваемой суммы, для выдачи гарантии банк может выставить дополнительные требования клиенту:

- открытие расчётного счёта в банке, а так же проведение через него оборотов по госконтракту, в обеспечение которого будет выдана гарантия (используется для крупных сумм БГ);

- внесение депозита или залога. Редкое требование, обычно предъявляется к клиентам, чьё финансовое состояние банк счёл недостаточно устойчивым;

 - поручительство собственников бизнеса. Достаточно распространённое условие. Обычно подписание договора поручительства не вызывает никаких дополнительных сложностей.

После оглашения банком условий выдачи гарантийного документа, а так же суммы комиссионного вознаграждения, происходит подписание гарантии, внесение её в список банковских гарантий на официальном сайте госзакупок и последующее вручение БГ клиенту.

При оформлении банковской гарантии возникает множество вопросов и спорных моментов. А так как время на её оформление часто ограничено несколькими днями, то компании необходимо избежать неэффективных и заведомо неверных действий. Обратитесь в «РосТендер», мы поможем быстро и правильно сформировать пакет документов, а так же обеспечим лояльность банка в отношении каждого нашего клиента!